Переворот Дария

Материал из Zagovor.org

Перейти к: навигация, поиск

Переворот Дария — один из важнейших заговоров в истории Древнего мира. Произошёл в 522 году до нашей эры. В ходе него был свергнут персидский царь Камбис, Дарий же воцарился на долгие годы.

Содержание

История переворота

Предыстория

Камбис, радовавшийся победе персов в Египте, бесчинствовал там. Однако ряд событий вынудил его вернуться на Родину.

Отправляясь в поход, Камбис сделал смотрителем Суз мидянина Патизифу. Патизиф имел хорошую репутацию и служил ещё отцу нынешнего царя. Никто даже не мог предположить, что под маской этого царедворца скрывается заговорщик. Это связано с тем, что Патизиф принадлежал к мидийским магам, которые со дня завоевания Мидии Киром мечтали о восстановлении независимости.

Верные люди сообщили Патизифу из Египта о том, что царь Камбис распорядился убить своего младшего брата Бардия, народного любимца и потенциального претендента на трон и приказ был исполнен; однако никто не сказал об убийстве и у магов появился план заменить убитого самозванцем. У Патизифа был брат по Гаумата, который внешне был схож с покойным Бардией. Гаумата под именем Бардия «взошел» на персидский престол. Историк Геродот сообщает, что «маг разослал по всем народам своего царства распоряжение о свободе от военной службы и от податей на три года». Популярное в тот момент решение имело высокий успех. Нового царя признали персы в столице, Сузах; Вавилония, Мидия, Лидия — большая часть персидских провинций. Однако Гаумата приказал разрушить святилища персов – центры родовой культуры – и в интересах мидийцев пытался разрушить общинную организацию Персиды с целью нанести ущерб персидским воинам, членам общины.

В Египте в этот момент находился настоящий царь, Камбис. Он возглавлял небольшую армию. Также Камбис имел в распоряжении финикийские корабли, являясь хозяином моря.

Но к моменту его возвращения из Египта заговорщики надеялись собрать большое войско из жителей разных провинций Персиды — вавилонян, мидян и др., которых напрягало владычество персов.

Правление Гауматы

Сделав своего брата царём, Патизиф решил отправить к Камбису гонца с требованием добровольно отказаться от царствия и и явиться в Сузы, чтобы преклонить колени перед новым повелителем Персидской Империи. Месяц спустя гонец Патизифа прибыл в Египет и сообщил Камбису о том, что его брат Бардия провозгласил себя правителем. Это ошеломило царя (он считал, что брат убит), он велел вызвать исполнителя приказа Прексаспа. Тот поклялся, что умерщвил Бардию и предположил, что трон занял самозванец. После этого Камбис выступил поход на Сузы.

Находясь в Сирии, персидский царь поранил себе ногу и был вынужден прервать поход; на двадцатый день болезни его состояние ухудшилось, он призвал к себе знатнейших персов и открыл им правду: он повелел отвоевать власть у мидян и расправиться с Патизифом и Лже-Бардией. На следующий день царь умер, у него не было детей и наследников, между персами начались споры. Одни отказывались верить, что маги захватили власть, другие же высказывались за войну с узурпатором Гауматой-Бардией. В стороне от всех держался 27-летний Дарий, сын Гистаспа, представитель младшей ветви царского рода Ахеменидов. Пока шли споры, он, собрав вокруг себя верных людей, завладел телом царя и направился в Персию, в Пасаргады, где планировал предать останки царя земле.

В самой Персии лишь немногие представители знати отнеслись к Гаумате как к узурпатору и подумывали о его низвержении. Отан, сын Фарнаспа принадлежал к числу таких людей — по происхождению и богатству он принадлежал к числу наиболее влиятельных людей в Персии и ежедневно являлся в царский дворец для решения госдел. Ему показалось странным то, что Гаумата никогда не появлялся в тронном зале и не призывал к себе никого из знатных персов для решения государственных дел, как поступали раньше Кир или Камбис. Обычно якобы от его имени говорил смотритель дворца Патизиф. Не прошло мимо внимания и внезапное исчезновение брата Патизифа, Гауматы. Догадка требовала подтверждения. Отан вспомнил, что в начале своего царствования Камбис за какую-то провинность приказал отрезать Гаумате уши и поэтому он скрывал своё увечье длинными волосами, поверх которых надевал парик. Но как проверить, когда тот не показывается подданным на глаза и никого не подпускает к себе, окружённый большим количеством стражей?

Разоблачение царя

Отан рассказал о своих догадках дочери Федиме, и у них созрел план. Отан сообщил Лже-бардии о своем желании выдать за него дочь Федиму, тут же обрадованный маг послал за девушкой слуг. Федима выяснила всё, что требовалось. Персией действительно правил не Бардия, а мидийский маг Гаумата. Отан поведал тайну верным друзьям – Аспафину и Гобрию. Сообща они задумали свергнуть узурпатора с престола, но для этого следовало заручиться поддержкой знатных персов. К заговорщикам примкнули Мегабиз, верно служивший Киру и Камбису, Интафрен, Гидарн и затем Дарий.

На улицах и торговой площади Суз начали шептаться о царе-самозванце, обманом захватившем власть в государстве. Боясь разоблачения, маги пригласили к себе Прексаспа и предложили ему за большие деньги выступить перед персами с заявлением, что Бардия жив и правит ими именно он, а не кто-нибудь иной.

В назначенный день Прексасп в сопровождении Патизифа и нескольких стражников взошёл на высокую башню — на площади собралась толпа. Вначале всё шло по плану мидийцев, но, вдруг, в конце своей речи Прексасп прокричал:

«Персы! Настало время, когда вы должны узнать всю правду. Так вот знайте: я действительно убил Бардию по приказу Камбиса, убил вот этими руками, да пошлют боги на меня за это страшные проклятия. Не верьте тому, что Бардия – ваш царь. Вами правит Гаумата и его брат Патизиф, мидийские маги…»

После этого стражники хотели схватить Прексаспа, но было поздно — он бросился с башни вниз…

Решающая схватка

Это событие произошло в тот день, когда семь знатных персов – Отан, Гобрий, Аспафин, Интафрен, Гидарн, Мегабиз и Дарий Ахеменид – ехали в Сузы с намерением расправиться с самозванцем. Прибыв в столицу, заговорщики не расходились и переночевали в доме у Отана. Утром они принесли жертвы богам и вместе со слугами отправились во дворец.

Дворцовые стражники почтительно расступились и пропустили их во внутренний двор. Миновав площадь, Дарий и его друзья оказались у входа в царские покои. Здесь, кроме стражников, находилось несколько евнухов, которые стали расспрашивать о цели визита.

Дарий заявил, что у него для царя важное известие, но его отказались пропустить к царю. После отказа Дарий выхватил из-под кафтана меч и бросился на евнухов. Его поддержали остальные заговорщики. Дарий крикнул Отану и Гидарну, чтобы они со слугами задержали стражников. Сам же с Гобрием, Интафреном, Аспафином и Мегабизом устремился дальше. У дверей покоев заговорщики вступили в схватку с четырьмя стражниками. В ходе возникшей потасовки Мегабиз был ранен, однако остальные успешно прорвались к царю. В полумраке заговорщики различили двух магов. Патизиф только что проник в спальню к брату через потайную дверь, чтобы сообщить о внезапном нападении. Он схватил со стены лук, однако воспользоваться им не успел. Гаумата же, умело орудуя копьем, ранил Аспафина в бедро, а Интафрена — в голову. Но Дарий и Гобрий набросились на него, и вскоре с самозванцем было покончено.

В это время Патизиф выбежал в соседнюю комнату и попытался запереть за собой дверь, но Дарий и Гобрий догнали его. Вдвоём они справились с ним: Патизиф был задушен Гобрием. Заговорщики отрубили мидийцам головы и двинулись к выходу из дворца.

На дворцовой площади уже собралось несколько сотен персов, привлечённых шумом сражения.

Заговорщики велели созвать ко дворцу всех персов, проживавших в Сузах.

Через час на дворцовой площади было очень людно. Дарий, Гобрий, Отан и Гидарн поднялись на башню и показали собравшимся головы мидийцев. Персы пришли в восторг и, когда Дарий призвал уничтожить в столице всех мидийских магов, бросились исполнять приказ, а заодно уничтожать и остальных мидян.

Погромы мидийцев продолжались целый день и закончились только ночью, были убиты сотни мидян… Всех магов, которых удалось найти, казнили. Впоследствии персы ежегодно отмечали этот день, называя его днём «избиения магов».

Итоги

В сентябре 522 года до нашей эры персидским царём стал Дарий I.

На Бехистунской скале Дарий увековечил события начала своего царствования. Здесь, на большой высоте, клинописным слоговым письмом была вырезана надпись в 400 строк на персидском языке и переводы на эламский и аккадский языки. Над надписями сделан рельеф с изображением Дария, торжествующего над связанным магом Гауматой и восемью вождями мятежных областей.

Литература

  • Мусский И. 100 великих заговоров и переворотов.
Личные инструменты